Организация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании осуществляется круглогодично. Немаловажное значение в образовательном процессе дошкольного учреждения занимает летняя оздоровительная работа.
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для разностороннего, психического и физического развития. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития.
Увеличение времени пребывания на свежем воздухе даёт возможность повышения двигательной активности, обогащения знаний детей. Работа в учреждении дошкольного образования в летний период организуется так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости и здоровья. Подготовка затрагивает все стороны жизни учреждения дошкольного образования, работу всех членов коллектива, родителей (законных представителей) и самих воспитанников. Подготовительная работа включает:
изучение инструкций и проведение инструктажей с персоналом по обеспечению безопасных условий пребывания воспитанников в учреждении образования в летний период;
консультации по организации питания в летний период для работников
пищеблоков;
методическая помощь педагогам по организации образовательного процесса в дошкольном учреждении в летний период;
благоустройство территории и др.
В летний период акцент в работе учреждения дошкольного образования
делается на обеспечении оптимального пребывания детей на свежем воздухе,
активизации их двигательной активности через разнообразные формы активного отдыха. Приоритетом в образовательной деятельности являются физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая направленность, которая осуществляется в специально организованных формах (занятиях), регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования по образовательным областям «Физическая культура» и «Искусство» и нерегламентированной деятельности воспитанников: общение, игровая, познавательно
практическая, художественная и трудовая деятельность. Чтобы образовательный процесс в летний период был оздоровительным и безопасным, планируется работа по:
предупреждению травматизма;
проведению инструктажей с работниками по охране жизни и здоровья воспитанников;
предупреждению заболеваний воспитанников;
составлению рекомендаций по закаливанию с учётом физического развития детей;
осуществлению контроля за организацией специально организованной деятельности, физического воспитания и закаливания детей.
Создание безопасных условий жизнедеятельности детей
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования несут персональную ответственность заведующий и педагоги учреждения.
В летний период существенно возрастает потребность ребёнка в жидкости. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, расфасованная в ёмкости, или кипячёная, которая хранится не более четырёх часов. Питьевая вода доступна ребёнку в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении, выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
Организация питания
Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными
нормами. Для обеспечения безопасного питания воспитанников
уделяется внимание не только качеству продуктов, но и условиям и срокам хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд. В летнее время предпочтение отдаётся свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ ежедневно проводится С-витаминизация дневного и суточного рациона(супов или напитков) согласно установленным нормам.
Физкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительная работа состоит из тех же компонентов,
что и в течение года, проводится на воздухе и включает: утреннюю гимнастику;
физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические);
подвижные игры (2-3) и физические упражнения на прогулке (особое
внимание уделяется индивидуальной работе);
активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни
здоровья),
самостоятельную двигательную активность
закаливание (хождение босиком в любое время по желанию детей при со
ответствующих погодных условиях: от 2 до 5 минут – в группах раннего возраста, от 15 до 20 минут – в дошкольных группах) по траве или песку.
Художественно-эстетическая работа
Художественно-эстетическая деятельность в летний период занимает особое место.
Окружающая природа во время прогулок должна предстать перед ребёнком в
самых ярких красках: цветники, клумбы, огород, растения, насекомые, птицы и
др. Организация наблюдения за бабочками, кузнечиками, дождевыми червями,
птицами и другими животными не только принесёт ребёнку новую информацию, но и доставит радость созерцания живого объекта. В летний период художественно-эстетического развития детей наиболее оптимально будут осуществляться при создании следующих условиях:
взаимосвязи искусства и окружающей среды;
взаимосвязи художественно-творческой практической деятельности детей
с образовательной работой педагогов, дающих разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
интеграции различных видов искусства и разнообразных видов художе
ственно-творческой деятельности, способствующей более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества;
использование творческих работ воспитанников в оформлении дошкольного учреждения и группы;
организация персональных и коллективных выставок, концертов и др.
Художественно-эстетическая работа с воспитанниками включает следующие виды деятельности: музыкальную, ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклором, изобразительную.